Цветы- это пожалуй один единственный доступный ВСЕМ "товар" который является посредникон и послом человеческих чувств в любой точке планеты и у любого народа!!!
Цветами Мы выражаем радость, благодарность , скорбь ,тоску, надежду , любовь, очарование -чувства одним словом!
Даже по законодательству цветы не являються взяткой!!! Смешно!?
Нисколько !
Чувства взяткой не бывают!
Цветы-это 100% позитив!
ВСЕГДА!!!
Особенно когда мы скорбим, цветы своей магической силой ,делают скорбь мягче и помогают пережить скорбь и боль в душе.
На моем цветочном "веку"были всякие покупатели))) были даже те, которые считают цветы совершенно "бесполезной тратой денег", однако же и эти люди в самые скорбные моменты своей жизни покупают цветы, для любимых "ушедших" и таким образом выражают свои чувства, они не могут найти нужных слов или чего-то другого , поэтому только цветами и выражают всю тяжесть своих переживаний .
А какая свадьба без цветов?! В наше время это уже необходимость! Представляете свадьбу без цветов?)))
А что же цветочники, как они сами относяться к цветам?
Лично я без цветов не представляю себе моих будней. Это тот самый люкс который я позволяю себе каждый день и для меня скорее исключение , если цветы отсутсвуют в вазе, хоть один, хоть полевой, травинка красивая уже делает мое жилище живым и меняет его содержание как и мое внутреннее )! Улыбаюсь!
Цветочники - это продавцы чувств!
В нашем деле очень важна убежденность в том, что с цветами мы несем чувства.
Знания о стиле ,цвете ,технике выполнения работ, обработка цветочного товара - это неотъемлемая часть нашего дела, но и СЕРВИС, то есть индивидуальный подход к покупателю в нашем деле проходит именно по красной дорожке чувств!
Сервис иногда даже может выступать в главной роли , нежели цветы-сам товар.
И все больше именно СЕРВИС являеться разницей между цветами в супермаркете и специализированным цветочным.
Уметь индивидуально подойти к продаже цветов в каждом случае , в сочетании со всеми тонкими знаниями нашего дела и бизнеса, дают желаемый результат и удовлетворение в моральном и материальном аспекте как флористу так и покупателю!
Что же я имею ввиду говоря об индивидуальности?
Многие люди вообще не имеют представления какой букет и какие цветы надо дарить, поэтому флорист -это то звено, между цветами и покупателем , от которого зависит вся цветочная культура если хотите!
Стериотипы и "правила" которые некоторые флористы так "заучили" однажды , что дальше этого не позволяют развиваться ни себе ни тем более покупателям....очень отражаються на продаже в целом!
Для меня лично было удивлением когда в цветочных во многих странах Европы композиция из 2-4-6 ...то есть четного количества, вполне НОРМА...но мой стереотип на этот счет требовал разьяснений!
И я спрашивала конечно же!
Да!- отвечали флористы - было дело))), но это уже "прошло"!
Теперь только индивидуальность имеет значение!
Типичный стериотип ,что четное количество дариться только...ну Вы знаете!
Цвет и цветы разделили на "мужской и женский"))) что это? Как М и Ж, что ли?!Типичный стериотип!
Если какие-то предпочтения в цвете чаще всего отдаются при покупке цветов для мужчины или женщины , то это не значит что цвет/цветок "мужской" или "женский"-это индивидуально. Сами флористы и "разделили" цветы стериотипами на М и Ж, что же покупателю остаеться? Покупатель , он ведь слушает нас , а мы профессионалы ,вот и получаеться что мы формируем спрос.
Начиная разговор с покупателем о приоритетах в цвете надо конечно поинтересоваться что любит тот, кому цветы предназначены. Были у меня случаи когда мужчинам дарились розовые розы!
Был однажды потрясающий случай который подтвердил ещё раз мою личную привязанность к стериотипам, потому что в тот день я ушиблась лбом о стериотип "что розовый цвет сугубо женский")))!
Про это расскажу...ниже!
Так же и цветы разделили по феодальному классу от "королев до крестьян"!
Роза величественнее ромашки? Кто так решил? Для кого? Хризантему с орхидеей рядом ставить НЕЛЬЗЯ! Откуда такие "правила"?
Тоже типичный стереотип! Кстати ландыши и маргаритки по цене сравнимы с розой, а то и дороже порой ,где уж тут "королевы с крестьянами"?! Стериотип и все!
Порой так нелегко от этого отделаться, что душат стериотипы НАШЕГО брата флориста, а покупателей которые слушают флористов раздающие советы четко разграниченные "правилами" неизвестно откуда взятыми и кем написанные (давно изжитые в том числе)и тем БОЛЕЕ!
И уж конечно само собой разумееться советы флористов в уши покупателя заплывают со всякими "НЕЛЬЗЯ"!
Часто слышно что гвоздика и лилии -это траурные цветы. Ну что поделать , что в былые времена только эти цветы зачастую использовались в таких случаях, но ведь и розы так же возлагаються в траурных случаях! По статистике роза лидировала всегда, но почему то только к гвоздике и лилии прилип стериотип похоронных?Давайте это убирать из нашей головы прежде всего и нести покупателю примеры которые убеждают в обратном!
А желтые тюльпаны и вообще желтый цвет цветов? Помните песенку и вечное "желтый цвет разлуки"? Стериотип засевший глубоко.
Что я предлагаю взамен! А взамен - индивидуальный подход!
Отказ флористов от таких вот стериотипов и "правил", и от всяких "нельзя" в том числе!
Мне Важен сам человек и его взгляд на цвет и форму.
Каждый покупатель ЗНАЕТ что ему надо, главное задать нужные вопросы. Ну а коли нужен совет от флориста , то постарайтесь потренироваться в технике продаж, расспросите например покупателя о его собственных приоритетах и подскажите ,что букет собранный на его собственный вкус, будет именно от души. То есть как для себя любимого - всегда от души! Такой букет покупателю будет дарить в радость, он всегда может сказать -"Это мои любимые для ВАС!"
Начиная работать с цветами, я как и многие начинающие флористы полагалась на такие вот стереотипы , но со временем и опытом , постигая себя все больше и больше в профессии флорист и продолжая учиться стала понимать , что главное это не цена , а индивидуальный подход к каждому покупателю!
Никогда не забуду случая, который и дал мне толчок к размышлениям на тему индивидуальности подхода в работе и о изменения стериотипного мышления.
Однажды я делала 2 заказных букета. Эти заказы принял флорист который работал днем раньше. Все шло как обычно, один букет даме , другой мужчине. Букеты описаны в заказе довольно просто и лаконично.
Для дамы был заказан высокий , фантазийный букет причем с большим количеством линейного материала из лилии , дельфиниум и эустомы. Букет получился довольно массивный с доминирующим синим цветом дельфиниума.
И второй букет был скромных размеров , в розово-кремовых тонах из роз разных сортов, круглый и окантованный большим количеством зелени. Прелестный букет совершенно получился!
Я сделала заказы , поставила их в вазы рядом друг с другом .
Букеты должны были забрать заказчики позже.
Выйдя в зал и проработав там какое-то время я вернулась "за кулисы" и села почаевничать.
Глядя на букеты , припивая чайком, удивительным делом пришла к мысль о том , что букеты "должны поменять" своих получателей по сути .
Синий букет говорил в моей голове "я мужик".... а розово-кремовый " я леди"!
И тогда я решила, во что бы то не стало, выяснить "КТО" получатели этих букетов.
Первый забрали для мужчины, тот что с розами.
Мужчина оказался "парикмахером", соседом . Совершенно прилестнейший мужчина, который позже при встрече в кондитерской со мной, рассказал на мой вопрос "как постояли цветочки?",что любит розовые и кремовые розы(такие же как росли у бабушки в саду!) , которые пахнут к тому же, и что цветы постояли превосходно!
А синий букет пришелся очень по душе женщине - руководителю какой-то фирмы которая читала лекцию в медицинском управлении напротив.
Пришлось порасспросить как, да что, что за лекция и как узнали, что она любит именно эти цветы и цвет. Забирающий человек цветы ответил, что она уже была " в гостях" в управлении и восхищалась подобным букетом и особенно цветом который видела тогда на столе в холле.
Удивительным делом я изменила тактику работы с покупателями после этого случая.
Я стараюсь избегать четких рекомендаций и советов и не навязывать свои "мысли" , а спрашивать покупателя , задавая самые простые вопросы, про какой цвет например он думает , что знает и что хочет.
И совершенно быстро у покупателя находяться ответы на мои вопросы.
Я не привязываю покупателя к мысли , что я знаю больше , чем он САМ.
Я даю возможность покупателю решать самому, что будет стоять в букете, если букет заказываеться или собираеться по желанию. Или покупатель сам выбирает из готовых, что собственно облегчает работу.
Как ребенка спрашиваю - покажи Что тебе самому нравиться ?
Если не знаешь человеа которому будешь делать подарок , какие цветы предпочел бы получить в подарок САМ?
Это будет всегда выбор покупателя!
И в случае если цветы не пришлись по вкусу ,скажите что можно "все свалить на цветочника". Изучайте вкусы своих покупателей, запоминайте и не бойтесь спрашивать и разговаривать.
Дать совет можно только если о нем попросят. Но информировать по уходу за срезкой обязательно. Рассказать про тренды и новости будет полезным всегда.
Давайте вместе делать наших покупателей счастливее не взирая на то, по какому случаю он к ВАМ пришел.
И давайте баловать себя любимых хоть одним цветком каждый день , ведь мы - послы чувств!
Спасибо, Онега. Очень актуально.
ОтветитьУдалитьна 1000 процентов согласна! Приятно узнать, что не напрасно я с невестами и заказчиками трачу уйму времени, пытаясь понять, что им нравится / не нравится, а не предлагая картинки с предложением "повторить", как делают многие. Но насчет орхидеи рядом с ромашкой все-таки не согласна, на мой взгляд, это все-таки не стереотип, а просто разные стили. Природу ведь не обманешь, не растет ромашка там, где растут орхидеи. А природа самый лучший специалист красоты и гармонии) Если не права, Онега, поправьте - может я что не учла)
ОтветитьУдалитьА за пост спасибо. И за поддержку. Иногда очень важно просто знать, что ты на правильном пути.
С уважением, Gyn.
Спасибо за отклики девченки! Мне тоже важно знать мнение моих читателей, кроме того Вы как и я флористы! Спасибо ВАМ!
ОтветитьУдалитьДумаю что нынче ромашки с орхидеями растут))) при нынешних технологиях доступность срезанных цветов стала такая, что в доступности стали почти все сорта цветов и сезонность почти стерта как таковая.
Конечно есть традиции и пожелания, как и приоритеты самих флористов. Главное все же это цвет , форма и баланс в работе! Согласны?)